Лествица — это не жесткая иерархическая структура из назначаемых кем-либо типа Поморского Царя всех Славян или Верховного Волхва Всея Руси жрецов и старейшин… Встарь в каждой семье и роду был свой жрец, называемый обычно хранильником, охранителем, сохранником — исполняющий обряды почитания Предков, следящий за соблюдением Устоев, сохраняющий историю своего рода, племени. Чаще всего этими хранильниками являлись главы родов — Отец, Дед, Главотор или Мать, Главотара. И так же как в наши дни, так и в прежние времена эти люди не обязательно были самые старшие в своем роду, не обязательно прошедшие обучение правильному руководству или священнослушительству, но обязательно самые достойные, мудрые, являющиеся своего рода мировыми судьями для членов своей семьи. Причем признанные своим родом, своей семьей в качестве таковых, а не назначенные кем-либо, тем паче не самопровозглашенные (или как один из современных вариантов — назначенные жрецами от астрально-ментальных голосов свыше, Космоса и т.п. — это уже к другой категории: юродивые и кликуши, т.е. убогие и хворые умишком). Следует отметить, что этот вид жречества был характерен для всех территорий, где проживали пращуры наши: и для больших, и для малых градов, небольших весей и сел, и для отдельных выселок — хуторов и кочевий скотоводов и ватаг, артелей охотников и рыбаков. Отголоски этого института жречества и старост прослеживаются и во времена христианства, и в наши дни.
Для главотара (старосты, старейшины, войта, хранильника и т.п.) основным был практически непререкаемый авторитет в своей семье, роду, общине, артели в силу понимания Устоя — умения жить в согласии с ротой (Путем, завещанным Богами), интуитивное следование Правде, а не Кривде, справедливость. Соответствующее этому состоянию — умение приносить достаток, слитность, спорость — умение профессиональное, в общем, все то, что дает авторитет и наши дни. Хотя, вынужден огорчить многих нынешних неоязычников и их пастырей: эти умения ранее не преподавались на специальных курсах волхвов-хранильников и дипломов об окончании курсов старейшин славянских общин, сертификатов Отца или Матери семьи, рода заверенных печатями Верховного Волхва племени полян (древлян или поморов) не выдавалось. Что же до нынешних времен… Видно сбывается старая присказка: Раньше люди были Божики, теперь — пыжики, а будут тужики: эти петуха впятером резать будут.
Для правильного понимания ведовства и Старой Веры наших пращуров нужно понять, что важным фактором, влияющим на социум и соответственно на его структуру и вид, является образ и условия жизни человека и т.п., что и создает определенный Устой, сиречь правила иль законы гармоничной жизни человека и человеческой общины (семьи) применительно к определенным условиям. Нарушение устав Устоя, их путание, причем абсолютно не важно от скудоумия ли иль от излишнего мудрствования — приводит к бесполезной трате сил, подобно попыткам плыть на лодке по лесной чаще или сеять пшеницу, разбрасывая зерна над морской пучиной, искать дикие бананы в заполярной тундре или обливаться холодной водой на протяжении 10 часов в 40-градусный зимний мороз. Подобное последнему, вместо эффекта И. Иванова — закаливания, приведет к эффекту Карбышева — смерть от переохлаждения. И именно следование Устоям, единство, симбиоз человека и природы, а не царствование и не мудрое руководство, а вернее доение баранов двуногих, являлось и является важнейшей задачей жреческого сословия. Равно как и забота о благосостоянии своей семьи, своего рода, своего племени, процветании своей земли, Отчизны, но отнюдь не набивание своего кармана утробы и самолюбования собственной значимостью…
Волхвом может быть только прошедший определенное обучение, определенные Уроки и Испытания-инициации человек. В зависимости от ветви служения разнятся Уроки и Посвящения-обряды инициаций–испытаний, но до 80-90-ых годов ХХ века не существовало самоинициированных «волхвов». Увы, господа, «Хелперы-Сказочники» и «Белые волхвы Ремпели». К сожалению, для выпускников каббалистическо–феншуйной–славянско-магических курсов их кто-то, где-то немного обманывает… Звание волхва нельзя купить подобно диплому магистра серо-бурой магии, его нужно заслужить по Праву Жизни.
«Как говорится, каждый желающий им стать не может. Нужен особый дар, он либо дается от рождения, а потом закрепляется и наращивается путем изнурительных тренировок, либо же неожиданно открывается после некоторых потрясений, чаше всего в результате смертельной болезни, когда человек чувствует себя как бы заново родившимся». (В.Н. Демин: «Заветными тропами славянских племен»).
Человек может родиться в семье волхва, кея (князя), боярина, т.е. в тех семьях, где помнят еще, что они русы, русины, варяги, казаки и чтут Устой и живут по практической Русской Правде, но факт рождения в этой семье еще не дает ему Право Крови…
Право Крови он приобретает, когда с малых лет будет воспитан согласно Устоям Веры и пройдет обучение в рамках этой же праотеческой традиции. И это только пока Право Крови… Право Жизни он приобретает, только пройдя положенные жизненные Уроки, опять же согласно тех же Устоев. Это Покон – закон нерушимый согласно Роте завещанный от Богов. Это Устой – закон, выработанный людьми согласно Божьим заветам и опыта предков… Это Устой! Это Покон!
Для современного человека, пытающегося понять кто же такие волхвы возникнет много вопросов. Так кто же они? Прорицатели, пророки, служители богов? Верховные судьи славянских племен? Лекари, сказители, знатоки природы? Хранители тайного знания Жизни и Смерти?
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен
А.С. Пушкин
Не было у них единого названия, как не было единого названия у старой Веры. Это сейчас пытаются найти какие-то определения, имена для обозначения обособленности, отличности от всех других.
У волхвов встарь не только имена прозвания отличались, но и функции были самыми разнообразными. Все волхвы разных вервей служенья, будучи служителями, ближниками древних Богов Жизни оказывались при этом и верными вождями войска Смерти. Эти два явления Жизнь и Смерть для любого из волхвов неразрывное целое.
Волховство – это не просто мистико-оккультное явление и тем паче не церковная организация. Это мировоззрение, миропонимание, прафилософия, идущая с тех времен, когда арии были единым народом. Да, существует настоящий волховской Космос, волховская Вселенная. Да, волхв всегда окружен предметами, связывающими миры Прави, Яви и Нави (иль, если приятнее будет звучать, символизирующими небесное земное и подземное царства), и эти предметы помогают ему раскрывать врата меж мирами. Да, волхв может посещать различные миры и участки Вселенной, правда при всей схожести этого транса с трансовыми состояниями «астрально-ментальных путешественников» — они различны. Трансовое состояние волхва – это экстатичная и короткая Смерть, мудрость которой ускользает от современного человека. Волхв ощущает Смерть так, как некоторые из людей ощущают самых близких людей. Он знает, ведает в ней добрые и злые стороны, он поет ее, молится ей и говорит с нею, просит, требует, любит и ненавидит. Точно тоже можно сказать и про взаимоотношения волхва с Жизнью.
Жизнь волхва – это постоянное ощущение любовного слияния с Жизнью и со Смертью. Во время экстатических актов, во время своих трансов, волхв напрямую общается с Жизнью и со Смертью. Все его пророчества, дар ясновидения, чудеса излечения – это энергоинформационные подарки волхву от двух сестер: Живы и Мары. И сие не пустые слова: Волхв всегда личность, причем личность необычная в квадрате.
Многие из людей, оказавшихся в пограничных ситуациях, особенно на пороге смерти, обретали ряд даров сходных с дарами волхования. Это достаточно известные случаи и с появляющимся умением ясновидения и яснослышания, целительными способностями, необычайными проявлениями физической силы и т.п. Почему происходит подобное? В.Н. Демин в своей книге «Загадки Урала и Сибири» верно отметил, что смерть в ноосферном аспекте представляет собой естественный и необходимый этап отделения вакуумно-полевой структуры умершего человека (обычно называемого душой) от мертвого тела и переход ее в энергетическо-информационную сферу». Иначе, можно сказать, что для человека в Смерти как бы приоткрывается дверца информационного поля Того Света, через которую неизбежно должна отлететь в иные миры душа. Однако, в некоторых достаточно все же редких случаях процесс умирания прерывался, душа так никуда и не отлетала в силу каких-то причин, а дверца так и оставалась приоткрытой, обеспечивая недоступный большинству простых людей канал общения со Вселенной Смерти. Это объяснение феноменов, возможно, поможет понять смысл специальной подготовки к инициациям шаманов различных народов мира, да и сам смысл специальной подготовки к инициации. Поскольку везде с древнейших времен суть инициаций в прохождении через Смерть.
У всех народов системы подготовки и отбора лишь различаются, но смысл, суть одинаковы. Не исключение здесь и славянское волховское сословие и волхвы русов. Отличие лишь не в обособленности волхвов друг от друга, а именно в сословии, пытающемся создать и сохранить единое поле, в котором сохраняется и личный опыт и опыт предшественников и лучше создается система подготовки, обучения, служения ближников Божьих.
Опять же обижу неких современных «волхвов» — не внезапным зовом с небес служить старым Богам — волхв инициируется — и не потешным ритуалами, подобно символическим смертям-возрождениям, и не получением сертификата международного образца… Долгим и упорным обучением по определенной системе, отработанной за долгие тысячелетия до мелочей, под руководством опытного и прошедшего сей путь наставника. Достаточно страшными даже для современного человека с его привычкой к фильмам ужасов испытаниями-инициациями. С действительным, а не воображаемым состоянием на Кромке между Жизнью и Смертью. Только стоит заметить, что и при соблюдении всех этих условий из десятков подошедших, из сотен идущих, из тысяч желавших, проходят и становятся единицы. И по началу отсеивает Пот да Труд, и потом Сила и Смерть. Впрочем, вряд ли удастся объяснить сие тем пыжикам что волхвами себя величают ныне…
Тот же, кто волхвом уже зваться Право Жизни имеет, может быть:
- Каликом (иль Каликой) – странствующим, в поисках знаний опыта волхвом.
- Мирвуем (иль Насельником) – человеком, живущим оседло и среди людей, в городе иль веси, быть жрецом святилища или кузнецом, врачом, учителем, тренером, да кем угодно, но люди должны признать его право наставника, идти к нему со своими болями и бедами, за советом и помощью… И это происходит отнюдь не на основе его громких заявлений о том, что кто-то свыше на него что-то наложил…
- Лесным Дедом — волхвом, живущим в волхвском скиту — схороне иль в одиночестве – отшельником. Не стоит путать только Лесного Деда с «аскетом в безмолвии постигающим Истину» или с умеющим красиво говорить лентяем и неудачником… Это Право, право на жизнь вдали от большей части людской суеты, на жизнь ближе к природе волхв должен заработать, пройдя Уроки Калики и Мирвуя. Это правило так же является обязательным и для тех волхвов, кто уходит в полное отшельничество в священную Арту, становясь:
- Варгоем (иль Варгой) – хранителем святынь Веры и текстов Весты.
Само слово Волхв происходит от волшба (волшебство). Умеющий волшбу творить, т.е. делать то, что, говоря современным языком, относится к чудесам, паранормальным способностям, развитым определенным системным тренингом по определенным традиционным методикам. Говоря современными понятиями, волхв должен быть ученым-исследователем, сродни нынешним профессорам этнографии, истории, медицины, ветеринарии, естествознания, психологии, социологии и мн. др. вместе взятых.
Единая система обучения волховским искусствам управления в первую очередь своим телом, психикой, разумом, волей, развития паранормальных (магических) способностей именуется Ведарством или Живой (более древнее скифо-сколотских времен — название Джи кХай).
Об объеме знаний, умений, навыков можно судить по известным современной исторической науке упоминаниям о некоторых волховских искусствах:
- Облакогонительство – умение воздействовать на погоду и стихии.
- Характерничество – умение где-то сходное с объединенными современными социологией, психологией, психотерапией, экстрасенсорикой, гипновоздействиями.
- Мечетничество – более сложное иль высокое, чем характерничество, искусство, включающее умение воздействия на клеточном уровне, воздействие на ДНК и РНК, волновой резонанс и квантовые колебания.
- Наузничество (узольничество) – умение изготовлять наузы и обереги. Речь опять же идет не о ширпотребовских сувенирах современности, а о действительно действующих вещах.
- Кощунничество – знание кощун-сказов, легенд, Устоев своего рода, племени, Веры. Также невозможно это искусство без навыков педагогики, психологии и мн. др.
- Зелейничество – знание и умение приготовления целительных зелий, само собой подразумевающее знания о свойствах растений, минералов, животного сырья, сроках сбора и т.д. Согласитесь, без знаний относящихся к современным ботанике, зоологии, химии, анатомии, физиологии, гигиены, медицины как минимум обойтись в этом искусстве достаточно сложно.
- Кобничество – сие искусство на самом деле представляет собой умение разбираться в знаках, приметах, которые показывает окружающая природа. Это и умение по поведению птиц, насекомых предсказывать изменения погоды, урожай иль неурожай определенных культур и др.
Разумеется, большинство волхвов, как бы, специализировались в каких-то искусствах в большей, в каких-то в меньшей степени, исходя из своих индивидуальных особенностей, интересов, пристрастий. Но основы перечисленных выше искусств и умений костоправства, лажения, как и прочего целительства, знание Поконов Сварги, владение своим телом и самокоррекцией организма, следование Роте — является присущим всем без исключения волхвам.
Люди, проходящие обучение волшбе, помогающие волхвам в том же целительстве в качестве учеников-ассистентов, назывались потворы (потворники).
В каждой из волховских вервей или союзов, орденов, обществ, объединявших ближников-служителей определенного Бога, существовала своя лествица или поконная нить. Где-то это лествица сходка с иными, где-то различна, но лествицы эти лишь отдаленно напоминают церковные иерархии. И как не обидно будет бросившимся в язычество бывшим магам различных цветов и красок, не существовало никогда в Традиции наших пращуров ни Белых, ни Красных, ни Синих (не говоря уже о голубых) Волхвов… Увы… Было обращение к главе верви служителей определенного Бога, к главе родоплеменного союза — хранильнику, к главе Схорона-Учельни — Светлый, Свет, Свент, Белояр, но это не раскраска иль принадлежность к светлому или темному богу, а уважительное обращение младшего к старшему, подобно нынешнему христианскому — «владыко», японскому — «сенсей» и т.п. Правда, здесь так же достаточно характерное отличие: не господин, не повелитель, не владыка, а светлый, проясняющий непонятное. Проясняющий и напускающий туман таинственности — все-таки несколько отличны друг от друга, по сути…
Для понимания жреческой лествицы следует также хорошо представлять и условия, в которых живет и проводит богослужения жрец. О чем идет речь?
О требище — месте, где приносят требы. Это может быть своего рода домашний алтарь, подобно красному углу христиан. Может место захоронения предков или предка семьи, рода. Может и место временного проведения обряда во время кочевья, воинского похода, остановки рыбацкой иль охотничьей артели.
О капище — месте, где установлен Кап или, что реже, несколько Капов — изображений Бога или его инкарнаций, коих христиане называют идолами. Правда, почему-то не считают таковыми картинки и статуэтки, перед которыми бьют поклоны и ставят свечи (?!)
О святище — святом или светлом месте, месте Силы, часто связанном с каким-либо памятным событием для рода, племени, союза племен, где также могут быть установлены Капы, и проводится обряды.
О схоронах (схронах) — своего рода скитах, хуторах, где живут волхв или несколько волхвов. Зачастую это рядом со святищами.
О схоронах-учельнях, где потворы проходят обучение волшбе и ведарству. Многие из схоронов-учелен открыты для мирян-глуздырей, приходящих на обучение из мира, многие открыты для обучения лишь по праву Крови.
К одним местам допускаются все желающие, к другим очень сложно попасть, не принадлежа к роду, племени, верви или не будучи приглашенным.